«Предложения с вводными конструкциями, знаки препинания при них» (учебник «Русский язык» 8 класс, под ред. Разумовской М.А.)
Родная Ольга Владимировна «Предложения с вводными конструкциями, знаки препинания при них» (учебник «Русский язык» 8 класс, под ред. Разумовской М.А.) Цели: - Формирование умения выразительного чтения с интонацией вводности, умения опознавать вводные слова в тексте, определять их смысловое значение. - Формировать умения ставить знаки препинания при вводных словах. - Воспитывать у учащихся желание изучать законы языка, постигать его красоту, богатства, неисчерпаемые возможности для формирования грамотной устной и письменной речи.
Цели для учащихся:
Знать: - Понятие водности как речевой категории; - Основные группы вводных слов по значению. Уметь: - находить вводные слова в предложениях, правильно расставлять знаки препинания; - в предложениях с вводными словами, уметь объяснять смысловые различия разных вариантов предложения, появляющиеся при замене вводного слова. 1. Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Я очень рада встрече с вами и приглашаю вас на урок русского языка. Оформляем тетради, запишем число, классную работу. Объявляю тему и цели урока.
2.Актуализация знаний. Ребята, что обозначает слово «вводное», давайте посмотрим в толковый словарь.
Вводить – 1. заставить войти, привести куда-то. Вводить войска в город. 2. включить во что-нибудь, сделать действующим. Вводить в бой крупные силы. Задание: Разберите слово по составу (произведите морфемный разбор). Что обозначает приставка в слове вводить( Направленность действий внутрь). Почему же некоторые слова называют вводными? Для чего они вводятся? (выражают отношение к тому, о чем сообщается).
3. Тренировочные упражнения. Упр. 1 Запишите сначала предложения без вводных слов. 1) Закат догорает. 2). Солнце быстро садится. Ребята, назовите орфограммы, встретившиеся в предложениях. А теперь введите соответствующее вводное слово (на доске: К сожалению, к несчастью, кажется, вероятно). - Вам жаль, что закат догорает, что солнце быстро садится? - Вы предполагаете, но не твёрдо уверены, что закат догорает, что солнце быстро садится. Какие теперь вы введёте слова? - В чём разница?( в 1-м предложении мы слышим огорчение говорящего, а во 2-м предположение неуверенность). - Какой вывод можно сделать? (вводное слово изменяет смысл предложения).
Упр.2 На уроках литературы вы изучали поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри», в которой автор пользуется вводными словами довольно активно. Прочитайте выразительно отрывки из поэмы, покажите, какую смысловую нагрузку несут вводные слова. (учащиеся открывают текст поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри», находят примеры использования вводных слов и предложений) Ребята, вы обратили внимание, как оформляются вводные слова на письме? (выделяются запятыми). Сравните, пожалуйста, прочитанные предложения с этим: Казалось мне, Что я лежу на влажном дне Глубокой речке. Тот край, казалось, мне знаком. (М.Лермонтов) (В 1-м предложении слово казалось - сказуемое, обозначает действие, а во 2-м слово казалось - вводное, обозначает предположение, неуверенность). 4. Работа с текстом упражнения №214 Ребята, прочитайте текст. В чем трудность? (пропущены буквы и знаки препинания). Вставьте карандашом пропущенные буквы и знаки препинания, подготовьтесь к выразительному чтению, т.е. при чтении выделяйте интонационной паузой вводные слова. Чтобы вам было легче, подчеркните их, определите, какое значение они передают.
Ребята, о чём текст, определите его тему. А основная мысль? Объясните значение вводных слов. В чём особенность произношения вводных слов «к сожалению», «конечно». Запишите одно предложение из текста, правильно поставьте знаки препинания.
5. Закрепление А теперь немного поиграем. Игра называется «Я учитель». 1. Вам нужно найти предложения, где неверно поставлены знаки препинания.2. Найдите предложение, где вводное слово употреблено к месту всего один раз:
В февралю мне, конечно, исполнилось 14 лет, а через год мне, так сказать, будет 15. Я, значит, люблю собирать радиоприёмники, умею, одним словом, их исправлять. После школы я, конечно, пойду в радиотехникум.
Ребята, что вы посоветуете своим ученикам? (Нужно правильно употреблять вводные слова, т.к. неоправданное употребление вводных слов говорит о неграмотности человека, его некультурности).
6. Подведение итогов: Ребята, чему вы научились на нашем уроке? Где пригодятся вам знания, полученные на уроке? Выставление отметок. Д/з 1. Выписать 5 примеров с вводными словами из «Капитанской дочки» Пушкина 2. Сочинение миниатюра с введением вводных слов «Вот и солнце встает...»