Методическая тема школы: Овладение научно-обоснованным анализом деятельности учителя и результатов его труда. Проблема школы:
Повышение качества учебного процесса на основе диагностики и технологии формирования общеучебных умений учащихся и применения активных методов обучения.
Работая над повышением качества обученности, педагоги нашей школы постоянно анализирует реальное состояние образовательного процесса в школе, пытаясь выявить причины отрицательной или положительной динамики. Сделав кропотливый и серьезный анализ по различным методикам, предлагаемым в педагогической литературе, мы воспользовались опытом работы ряда школ Самарской области, для проведения более грамотной диагностики и выбора технологий для улучшения качества обученности учащихся. Многолетний опыт работы показывает, что выход из положения не в овладении какими-то новаторскими системами, а в том, что путь к успеху лежит через обогащение традиционной работы применением диагностики и технологий, - и мы приняли диагностико-технологическое управление образовательным процессом как одно из основных направлений работы педагогического коллектива. Изучая закономерности циклов педагогической деятельности (образовательный, годичный, тематический, стимулирующий цикл и др.) , мы используем их в осуществлении диагностико-технологического подхода к управлению образовательным процессом, который и обеспечивает ответы на вопросы: что надо делать в конкретных условиях каждого класса в первую очередь? и как радикальнее решать первоочередные задачи педагогического коллектива? Мы исходим из того, что реально существующие циклы педагогической деятельности имеют не только определенные задачи, но и определенные закономерности их решения, позволяющие оптимизировать всю школьную работу. Из множества существующих циклов мы выделили несколько основных, определяющих успех работы. Мы выделили годичный цикл как цикл, осуществляемый администрацией школы и организационно-оптимизирующий деятельность коллектива. Его этапы – учебные четверти. В каждой из них для условий каждого класса проводится диагностическое выделение первоочередных задач. Закономерностью этого цикла является необходимость последовательного включения резервов обучения: восстановление и совершенствование общеучебных умений в первой четверти, освоение репродуктивного языка предмета – во второй, через рациональную организацию учения в третьей четверти, к творчеству в конце учебного года. В первой четверти учебного года – интенсивная работа над восстановлением общеучебных умений, ослабленных за лето. Для определения нормативов мы воспользовались нормативами рекомендованными вышеуказанной экспериментальной площадки.
Ученики Скорость чтения, Скорость письма, Скорость вычислений, слов в минуту букв в минуту цифр в минуту отличники 150 80 40 хорошисты 120 60 30 троечники 90 40 20
После проведения диагностики (диагностические контрольные работы) – интенсивная работа над восстановлением общеучебных умений. Это работа кропотливая, постоянная.
Основные технологии, применяемые для совершенствования общеучебных умений: - Технология достижения оптимального чтения (упражнения по Н.Т.Федоренко – Н.Г. Пальченко). - Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения. - Зрительные диктанты по Н.Т.Федоренко. - Технология увеличения скорости письма. - Технология совершенствования вычислительных умений: а) Качественное освоение таблицы умножения (переключение канала восприятия, индивидуализация усвоения) б) Технологический тренаж и т.д. Совершенствование общеучебных умений является необходимым, но недостаточным условием эффективной работы, - главная задача второй четверти учебного года – совершенствование репродукции. В начале четверти проводим диагностику состояния репродукции в классах по следующим признакам: 1. Умение рисовать. 2. Понимание терминов. 3. Пересказ коротких текстов. 4. Логичность пересказа. 5. Лаконичность речи. 6. Конспектирование. 7. Орфографическая грамотность. Средства достижения этой задачи: (совершенствованная репродукция) 1. Пересказ «по-самарски» 2.Правила конспектирования 3. Технология повышения орфографической грамотности: - конспектированное письмо - орфографическое чтение - зрительные диктанты - диктант «Проверь себя» - словарно-орфографические диктанты по всем предметам. Работу над совершенствование общеучебных умений (техника чтения, письма и вычислений) продолжаем и во 2-й четверти. 3-я четверть – самая продолжительная и самая нагруженная и задачи здесь стоят самые ответственные. Школьники уже основательно вошли в процесс учения и теперь можно приступить к превращениям некоторых троечников в хорошистов. Третья четверть – это четверть усиления для большинства учеников алгоритмического применения знаний и умений. Создание зон повышенного внимания – это достаточно эффективное средство для достижения поставленных целей. Если у ученика тройки по 6-8 предметам, то бесполезно обращаться к его совести, повышать требовательность, вызывать родителей, у него просто нет реальных возможностей для улучшения учения по всем предметам. Надо выделить для каждого слабого ученика лишь по 1-3 предмета и по этим предметам создать режим повышенного внимания. Зоны повышенного внимания -это средство улучшения качества обучения. Оно позволяет исправить за одну четверть, и мы в этом убедились, до 20 иногда до 30% отметок этой зоны, но при непременном условии предварительной работы по восстановлению общеучебных умений в первой четверти и обучению репродукции во второй. Итак, в соответствии с существующими закономерностями в течение годичного цикла мы решаем основные задачи учебных четвертей: первая – восстановление общеучебных умений вторая – овладение репродуктивным языком предметов третья – оптимизация алгоритмического применения четвертая – форсирование творчества. Очень важно активное включение в работу всех членов педагогического коллектива, тогда и результаты работы очевиднее и сама работа коллектива учителей школы приобретает более аналитический, творческий характер.
Учитель
Предмет
Стаж работы
Категория
Проблема, над которой работает
Файлы для скачивания
Климонтов
Александр
Афанасьевич
физика
36
I
Учёт индивидуальных особенностей учащихся при изучении физики
Родная
Ольга
Владимировна
русский язык,
литература
19
высшая
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.
«Организация проектной деятельности с использованием ИКТ на уроках математики и информатики как важнейшее условие раскрытия внутреннего потенциала обучающихся»