Родная О.В., учитель литературы Литературный вечер «Бал литературных героев» (Звучит вальс, в зал входят участники и участницы в бальных платьях, рассаживаются, появляются ведущие: юноша и девушка) Девушка : Ах, этот бал… Юноша: Краше не было бала… Девушка: Шум, хохот, беготня, поклоны. Юноша: Полька, мазурка, вальс. Девушка: Слышите, подъезжают кареты. Одна за другой. В залу высыпали все. Юноша: Бал блестит во всей красе. Девушка: Добрый вечер, дорогие друзья! Юноша: Здравствуйте уважаемые, леди и джентльмены! Девушка: Пусть сегодняшний бал станет настоящим праздником искусства… Юноша: И пусть каждый, кто переступил порог этого зала, почувствует себя героем старинной сказки… Девушка: Потому что сегодня необычный бал. Сегодня бал литературных героев. Юноша: А какой же бал без мажордома. А вот и он. Мажордом: Здравствуйте, господа! Я блюститель бального этикета и настаиваю на соблюдении всех правил! Бал должен открываться "полонезом”, самым строгим и официальным танцем, его еще называют танец-шествие. Все вместе: "Полонез”, господа! (танцуют уч-ся 10 класса) Юноша: "Полонез” или польский танец… Девушка: а почему этот танец называется польским? Юноша: Потому что "полонез” родился в Польше. На Руси его называли "польский танец” или "ходячий разговор”. Девушка: "Ходячий разговор”… Значит, во время танца принято было беседовать? Мажордом: Да, главная тема полонеза – восхищение прекрасной дамой. И продолжался этот танец около получаса. Девушка: Прекрасный танец, сколько же комплиментов и вообще хороших слов дама слышала в свой адрес за эти полчаса. Очень жаль, что ушли те времена. Юноша: Давайте послушаем, о чем беседует вот эта пара.
Инсценировка сцены « Печорин и Мери» танцуют и ведут разговор. Мери. Мерси, монсеньор. Печорин (с покорным видом). Я слышал, княжна, что, будучи Вам вовсе незнаком, я имел уже несчастие заслужить Вашу немилость,… что Вы нашли меня дерзким…. Неужели это правда?.. Мери (иронично). И Вам бы хотелось теперь меня утвердить в этом мнении? Печорин. Если я имел дерзость Вас чем-нибудь оскорбить, то позвольте иметь ещё большую дерзость просить у Вас прощения. И, право, я бы очень желал доказать Вам, что Вы насчёт меня ошибались… Мери. Вам это будет довольно трудно… Печорин. Отчего же? Мери. Оттого, что Вы у нас не бываете, а эти балы, вероятно, не часто будут повторяться. Печорин (с досадой). Знаете, княжна, никогда не стоит отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может стать ещё преступнее… и тогда…
Юноша: Оказывается, На балах выяснялись отношения. Девушка: а я думала только признания в любви! Хотя нет. А теперь взгляните сюда; вон те двое, будто смущаются друг друга, хотя, кажется, молодой офицер вот-вот упадёт к её ногам и откроет сердце.
Исполняется сцена из повести «Метель». Бурмин: Я женат уже четвёртый год и не знаю, кто моя жена и где она, И должен ли свидеться с нею когда-нибудь! Мария Гавриловна: Что вы говорите? Как это странно! Продолжайте; но продолжайте, сделайте милость. Бурмин рассказывает свою историю в соответствии с текстом повести. Начинает звучать музыка Г.Свиридова «Метель». Сцена продолжается. Марья Гавриловна: Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедною вашею женою? Бурмин: Не знаю, не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал… Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отмщена. Марья Гавриловна: Боже мой, боже мой! Так это были вы! И вы не узнаете меня? Девушка: Как я рада, что всё так хорошо кончается.
Звучит музыка П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик». Юноша: В свете есть какие ль дива? Девушка: Вот идёт молва правдива: За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днём свет божий застилает, Ночью землю освещает. Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава… (Царевна – Лебедь исполняет импровизированный танец) Юноша: Что это за шум? Кто-то поднимает скандал и хочет испортить нам праздник? (В центр зала вырывается царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».) Царица: Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою: Вишь, какая подросла! И не диво, что бела… Но скажи: как можно ей Быть во всём меня милей? Признавайся: всех я краше, Обойди всё царство наше, Хоть весь мир; мне равной нет. Так ли? Зеркальце: (магнитофонная запись) А царевна всё ж милее, Всё ж румяней и белее. Царица: Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло.
Юноша: Чёрт ли сладит с бабой гневной? Девушка: Хорошо, что она ушла. Правда? Юноша: Лучше посмотрим вон на ту девушку. Кто она? Девушка: Разве не узнал. Это же ее первый бал! Юноша: Первый бал – настоящее событие в жизни девушки. Девушка: Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею… С учтивым и низким поклоном, подходя к Наташе,… он предложил ей тур вальса”. /Андрей и Наташа начинают танцевать/. Юноша: "То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой… Они были вторая пара, вышедшие в тур. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки её в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от неё делали своё дело, а лицо её сияло восторгом счастья… Просмотр отрывка из к/ф Девушка: Первый бал Наташи Ростовой. Разве не замирали вы вместе с ней в отчаянии, что никто не пригласит её танцевать и не улыбались, благодарные князю Андрею, словно он не Наташу, а вас кружил в танце. Мажордом: Милый, милый, такой простой и такой выразительный вальс. Переживший и худшие и лучшие времена, и всё такой же притягательный и популярный. Пусть проходят года, Всё равно, никогда Не состарится Вальс! Вальс, господа! (учащиеся 9 класса танцуют вальс) Девушка: Вот и у Пушкина Евгений Онегин увлекает юную Ольгу именно вальсом. /На сцене – кресло, светские гости, пары в длинных нарядах с классическими причёсками, 2 пары танцуют, и Онегин кокетничает с Ольгой/. Онегин. Однообразный и бездумный Как вихрь жизни молодой Кружится вальса вихорь шумный, Чета мелькает за четой. К минуте мщенья приближаясь Онегин, в тайне усмехаясь, Подходит к Ольге. Быстро с ней вертится около гостей, Потом на стул её сажает, Заводит речь о том, о сём. Спустя минуты две потом Вновь с нею вальс он продолжает Татьяна: - Мне скучно, няня. Поговорим о старине. Няня: - О чём же...? Я, бывало, Хранила в памяти не мало Старинных былей, небылиц Про злых духов и про девиц; А нынче всё мне темно,.. Что знала, то забыла, Да, Пришла худая череда! Зашибло… Татьяна: -Расскажи мне, няня Про ваши старые года: Была ты влюблена тогда? Няня: И, полно,…! В эти лета Мы не слыхали про любовь; А то бы согнала со света Меня покойница свекровь. Татьяна: Да как же ты венчалась, няня,..? Няня: Так, видно, бог велел. Мой Ваня моложе был меня, Мой свет, А было мне тринадцать лет. Недели две ходила сваха К моей родне, и наконец
Благословил меня отец. Я горько плакала со страха, Мне с плачем косу расплели Да с пеньем в церковь повели. И вот ввели в семью чужую… Да ты не слушаешь меня… Татьяна: Ах,няня…,я тоскую, Мне тошно, милая моя: Я плакать, я рыдать готова!... Няня: Дитя моё, ты нездорова; Господь, помилуй и спаси! Чего ты хочешь, попроси… Дай окроплю святой водою, Ты вся горишь… Татьяна: Я не больна: Я,…знаешь, … влюблена. Няня: Дитя моё, господь с тобою! Татьяна: Я влюблена. Няня: Сердечный друг, ты нездорова. Татьяна: Оставь меня: я влюблена.
Девушка: какие страсти происходят на нашем балу. На балах не только танцевали, но и играли в различные игры, в том числе литературные. В одну из них – буриме – и сама императрица Екатерина не прочь была поиграть. Давайте и мы попробуем стихи сочинять. Вот пары слов, составьте стихи, используя эти рифмы: море вал (во) взоре скрывал ветер знает (на) свете мечтает кровь цветы любовь мечты /Звучит музыка Моцарта. Все 5 минут играют в буриме,)
Девушка: Какой еще бальный танец мы не называли? Юноша: С середины XIX века широкое распространение получил танец "Полька”. Девушка: Полька? Бальный танец? А где она родилась, тоже в Польше, как и полонез? Полька – в Польше. Юноша: А вот и нет. Полька – это чешский танец и в переводе обозначает "половина”. Девушка: А…, я поняла. Так как танец исполняется парами, то у каждого танцующего есть вторая половина, так? Юноша: Совершенно верно, польку, как и вальс, танцуют, и по сей день. Мажордом: Дамы и господа! Полька! Силь ву пле! (танцуют учащиеся 11 класса)
Девушка: а мазурку мы сегодня будем танцевать? Помнишь у Александра Сергеевича Пушкина в романе "Евгений Онегин”: Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромном зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы… Юноша: Мазурка говоришь? … Думаю мало, кто знает, что этот танец тоже пришел к нам из Польши. Девушка: Есть там область Мазовия, а люди, проживающие в ней, назывались мазурами. И танец получил свое название по наименованию местных жителей: мазуры – мазурка. Юноша: Танец стремительный, динамичный, даже несколько воинственный, но вместе с тем, изящный и лиричный по манере исполнения. К сожалению, он не дошел до наших дней. (звучит мазурка) Юноша: Я предлагаю поиграть. (игра «Ручеек»). Девушка: Король балов вальс, самый знаменитый из бальных танцев может быть, в наши дни его тоже реже танцуют: все-таки он требует определенного настроя, умения танцевать. Но звучит он очень часто. В чем же секрет такой популярности? Юноша: Вальс всюду: в музыке серьезной и легкой, в опере и балете, в симфонии и оперетте, в романсе и джазовой сюите…
Однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихорь шумный; чета мелькает за четой. Кружатся дамы молодые, не чувствуют себя самих; Драгими камнями у них горят уборы головные; По их плечам полунагим златые локоны мелькают; Одежды легкие, как дым, их легкий стан обозначают.
Мажордом: ВАЛЬС ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ! Кавалеры ангажируют дам! Юноша: что он сказал? Девушка: На танец меня пригласи!
|