Методическая работа
План работы творческой группы учителей гуманитарного цикла на 2022-2023 учебный год.
Отчет о работе методического объединения учителей гуманитарного цикла за 2022-2023 учебный год.
Анализ работы ШМО учителей начальных классов в 2022-2023 уч.году.
Методическая тема школы:
Овладение научно-обоснованным анализом деятельности учителя и результатов его труда.
Проблема школы:
Повышение качества учебного процесса на основе диагностики и технологии формирования общеучебных умений учащихся и применения активных методов обучения.
Работая над повышением качества обученности, педагоги нашей школы постоянно анализирует реальное состояние образовательного процесса в школе, пытаясь выявить причины отрицательной или положительной динамики.
Сделав кропотливый и серьезный анализ по различным методикам, предлагаемым в педагогической литературе, мы воспользовались опытом работы ряда школ Самарской области, для проведения более грамотной диагностики и выбора технологий для улучшения качества обученности учащихся.
Многолетний опыт работы показывает, что выход из положения не в овладении какими-то новаторскими системами, а в том, что путь к успеху лежит через обогащение традиционной работы применением диагностики и технологий, - и мы приняли диагностико-технологическое управление образовательным процессом как одно из основных направлений работы педагогического коллектива.
Изучая закономерности циклов педагогической деятельности (образовательный, годичный, тематический, стимулирующий цикл и др.) , мы используем их в осуществлении диагностико-технологического подхода к управлению образовательным процессом, который и обеспечивает ответы на вопросы: что надо делать в конкретных условиях каждого класса в первую очередь? и как радикальнее решать первоочередные задачи педагогического коллектива?
Мы исходим из того, что реально существующие циклы педагогической деятельности имеют не только определенные задачи, но и определенные закономерности их решения, позволяющие оптимизировать всю школьную работу.
Из множества существующих циклов мы выделили несколько основных, определяющих успех работы. Мы выделили годичный цикл как цикл, осуществляемый администрацией школы и организационно-оптимизирующий деятельность коллектива. Его этапы – учебные четверти. В каждой из них для условий каждого класса проводится диагностическое выделение первоочередных задач. Закономерностью этого цикла является необходимость последовательного включения резервов обучения: восстановление и совершенствование общеучебных умений в первой четверти, освоение репродуктивного языка предмета – во второй, через рациональную организацию учения в третьей четверти, к творчеству в конце учебного года.
В первой четверти учебного года – интенсивная работа над восстановлением общеучебных умений, ослабленных за лето.
Для определения нормативов мы воспользовались нормативами рекомендованными вышеуказанной экспериментальной площадки.
Ученики Скорость чтения, Скорость письма, Скорость вычислений,
слов в минуту букв в минуту цифр в минуту
отличники 150 80 40
хорошисты 120 60 30
троечники 90 40 20
После проведения диагностики (диагностические контрольные работы) – интенсивная работа над восстановлением общеучебных умений. Это работа кропотливая, постоянная.
Основные технологии, применяемые для совершенствования общеучебных умений:
- Технология достижения оптимального чтения (упражнения по Н.Т.Федоренко – Н.Г. Пальченко).
- Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения.
- Зрительные диктанты по Н.Т.Федоренко.
- Технология увеличения скорости письма.
- Технология совершенствования вычислительных умений:
а) Качественное освоение таблицы умножения (переключение канала восприятия, индивидуализация усвоения)
б) Технологический тренаж и т.д.
Совершенствование общеучебных умений является необходимым, но недостаточным условием эффективной работы, - главная задача второй четверти учебного года – совершенствование репродукции. В начале четверти проводим диагностику состояния репродукции в классах по следующим признакам:
1. Умение рисовать.
2. Понимание терминов.
3. Пересказ коротких текстов.
4. Логичность пересказа.
5. Лаконичность речи.
6. Конспектирование.
7. Орфографическая грамотность.
Средства достижения этой задачи: (совершенствованная репродукция)
1. Пересказ «по-самарски»
2.Правила конспектирования
3. Технология повышения орфографической грамотности:
- конспектированное письмо
- орфографическое чтение
- зрительные диктанты
- диктант «Проверь себя»
- словарно-орфографические диктанты по всем предметам.
Работу над совершенствование общеучебных умений (техника чтения, письма и вычислений) продолжаем и во 2-й четверти.
3-я четверть – самая продолжительная и самая нагруженная и задачи здесь стоят самые ответственные. Школьники уже основательно вошли в процесс учения и теперь можно приступить к превращениям некоторых троечников в хорошистов. Третья четверть – это четверть усиления для большинства учеников алгоритмического применения знаний и умений. Создание зон повышенного внимания – это достаточно эффективное средство для достижения поставленных целей. Если у ученика тройки по 6-8 предметам, то бесполезно обращаться к его совести, повышать требовательность, вызывать родителей, у него просто нет реальных возможностей для улучшения учения по всем предметам. Надо выделить для каждого слабого ученика лишь по 1-3 предмета и по этим предметам создать режим повышенного внимания.
Зоны повышенного внимания -это средство улучшения качества обучения. Оно позволяет исправить за одну четверть, и мы в этом убедились, до 20 иногда до 30% отметок этой зоны, но при непременном условии предварительной работы по восстановлению общеучебных умений в первой четверти и обучению репродукции во второй.
Итак, в соответствии с существующими закономерностями в течение годичного цикла мы решаем основные задачи учебных четвертей:
первая – восстановление общеучебных умений
вторая – овладение репродуктивным языком предметов
третья – оптимизация алгоритмического применения
четвертая – форсирование творчества.
Очень важно активное включение в работу всех членов педагогического коллектива, тогда и результаты работы очевиднее и сама работа коллектива учителей школы приобретает более аналитический, творческий характер.
Сделав кропотливый и серьезный анализ по различным методикам, предлагаемым в педагогической литературе, мы воспользовались опытом работы ряда школ Самарской области, для проведения более грамотной диагностики и выбора технологий для улучшения качества обученности учащихся.
Многолетний опыт работы показывает, что выход из положения не в овладении какими-то новаторскими системами, а в том, что путь к успеху лежит через обогащение традиционной работы применением диагностики и технологий, - и мы приняли диагностико-технологическое управление образовательным процессом как одно из основных направлений работы педагогического коллектива.
Изучая закономерности циклов педагогической деятельности (образовательный, годичный, тематический, стимулирующий цикл и др.) , мы используем их в осуществлении диагностико-технологического подхода к управлению образовательным процессом, который и обеспечивает ответы на вопросы: что надо делать в конкретных условиях каждого класса в первую очередь? и как радикальнее решать первоочередные задачи педагогического коллектива?
Мы исходим из того, что реально существующие циклы педагогической деятельности имеют не только определенные задачи, но и определенные закономерности их решения, позволяющие оптимизировать всю школьную работу.
Из множества существующих циклов мы выделили несколько основных, определяющих успех работы. Мы выделили годичный цикл как цикл, осуществляемый администрацией школы и организационно-оптимизирующий деятельность коллектива. Его этапы – учебные четверти. В каждой из них для условий каждого класса проводится диагностическое выделение первоочередных задач. Закономерностью этого цикла является необходимость последовательного включения резервов обучения: восстановление и совершенствование общеучебных умений в первой четверти, освоение репродуктивного языка предмета – во второй, через рациональную организацию учения в третьей четверти, к творчеству в конце учебного года.
В первой четверти учебного года – интенсивная работа над восстановлением общеучебных умений, ослабленных за лето.
Для определения нормативов мы воспользовались нормативами рекомендованными вышеуказанной экспериментальной площадки.
Ученики Скорость чтения, Скорость письма, Скорость вычислений,
слов в минуту букв в минуту цифр в минуту
отличники 150 80 40
хорошисты 120 60 30
троечники 90 40 20
После проведения диагностики (диагностические контрольные работы) – интенсивная работа над восстановлением общеучебных умений. Это работа кропотливая, постоянная.
Основные технологии, применяемые для совершенствования общеучебных умений:
- Технология достижения оптимального чтения (упражнения по Н.Т.Федоренко – Н.Г. Пальченко).
- Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения.
- Зрительные диктанты по Н.Т.Федоренко.
- Технология увеличения скорости письма.
- Технология совершенствования вычислительных умений:
а) Качественное освоение таблицы умножения (переключение канала восприятия, индивидуализация усвоения)
б) Технологический тренаж и т.д.
Совершенствование общеучебных умений является необходимым, но недостаточным условием эффективной работы, - главная задача второй четверти учебного года – совершенствование репродукции. В начале четверти проводим диагностику состояния репродукции в классах по следующим признакам:
1. Умение рисовать.
2. Понимание терминов.
3. Пересказ коротких текстов.
4. Логичность пересказа.
5. Лаконичность речи.
6. Конспектирование.
7. Орфографическая грамотность.
Средства достижения этой задачи: (совершенствованная репродукция)
1. Пересказ «по-самарски»
2.Правила конспектирования
3. Технология повышения орфографической грамотности:
- конспектированное письмо
- орфографическое чтение
- зрительные диктанты
- диктант «Проверь себя»
- словарно-орфографические диктанты по всем предметам.
Работу над совершенствование общеучебных умений (техника чтения, письма и вычислений) продолжаем и во 2-й четверти.
3-я четверть – самая продолжительная и самая нагруженная и задачи здесь стоят самые ответственные. Школьники уже основательно вошли в процесс учения и теперь можно приступить к превращениям некоторых троечников в хорошистов. Третья четверть – это четверть усиления для большинства учеников алгоритмического применения знаний и умений. Создание зон повышенного внимания – это достаточно эффективное средство для достижения поставленных целей. Если у ученика тройки по 6-8 предметам, то бесполезно обращаться к его совести, повышать требовательность, вызывать родителей, у него просто нет реальных возможностей для улучшения учения по всем предметам. Надо выделить для каждого слабого ученика лишь по 1-3 предмета и по этим предметам создать режим повышенного внимания.
Зоны повышенного внимания -это средство улучшения качества обучения. Оно позволяет исправить за одну четверть, и мы в этом убедились, до 20 иногда до 30% отметок этой зоны, но при непременном условии предварительной работы по восстановлению общеучебных умений в первой четверти и обучению репродукции во второй.
Итак, в соответствии с существующими закономерностями в течение годичного цикла мы решаем основные задачи учебных четвертей:
первая – восстановление общеучебных умений
вторая – овладение репродуктивным языком предметов
третья – оптимизация алгоритмического применения
четвертая – форсирование творчества.
Очень важно активное включение в работу всех членов педагогического коллектива, тогда и результаты работы очевиднее и сама работа коллектива учителей школы приобретает более аналитический, творческий характер.