Урок "Разнообразие природных особенностей материка Евразия", 7 класс
Урок 19
Тема: Разнообразие природных особенностей материка Евразия.
Скачать урок + презентация Цели: 1.Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Евразии. Определять значение рельефа, климата, внутренних вод и природных зон в хозяйственной деятельности людей, проживающих на материке. 2.Развивать умения работать с картами атласа, текстом учебника. 3.Воспитывать нравственную, экологическую, коммуникативную культуру, учебное трудолюбие, интерес к предмету.
Тип урока: проблемный урок. Оборудование: географическая карта Евразии, компьютер с проектором.
Ход урока: 1.Актуализация знаний. «Географическая дуэль» - вопрос-ответ, ответ-вопрос: н/р показать на карте Европу, Азию, г,Гималаи, оз.Байкал, Российскую Федерацию, Великую Китайскую равнину, Азовское море и т.д. (по 5 вопросов друг другу). (4 мин.) «Фронтальный опрос»: -Площадь Евразии? -Крайняя точка материка? Сколько их? -Перечислить океаны, омывающие Евразию. -Назвать высочайшую вершину мира. -Перечислите крупнейшие полуострова Евразии. (по карте) (4 мин) «Кто такой? Что такое?» Байкал-…(озеро), Бамбук - …(растение), Нектон -… (активно плавающие), Европа -…(часть света), Джомолунгма (Эверест)- …(гора), Волга - … (река), Панда - …(бамбуковый медведь), Евразия - …(материк). (2 мин.)
-Вы хорошо справились с заданиями, а теперь я попрошу открыть физическую карту Евразии. На прошлом уроке вы работали с этой картой, но сейчас я предлагаю, чтобы вы ещё раз очень внимательно взглянули на эту карту и самостоятельно поставили цель сегодняшнего урока. Пока вы определяете цель урока – посмотрите слайды о нашем материке - Евразии. ( Слайд 1-рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны) 2.Изучение нового материала. - Вы верно определили цель нашего урока-сегодня мы познакомимся с природой Евразии. Слайд 2. Тема урока. Главная особенность природы Евразии – это её разнообразие. И наша с вами задача – доказать это. Слайды 3-6. Строение земной коры и рельеф. -Откройте учебник на странице 86 и карту атласа «Строение земной коры». Евразия расположена на нескольких литосферных плитах. Северная, западная и центральная части материка лежат в пределах Евразийской плиты, с юга к ней примыкают Аравийская и Индо-Австралийская плиты, на востоке она взаимодействует с Тихоокеанской океанической плитой. Что вы можете сказать о районах взаимодействия плит (это наиболее сейсмически активные районы материка). В основании Евразии лежит несколько древних платформ – Восточно-Европейская, Сибирская, Китайско-Корейская, Южно-Китайская. Горообразовательные процессы, происходившие в эпоху древней и древнейшей складчатости, соединили платформы между собой в единое целое и расширили S материка. (работа с картой атласа) -Найдите на карте оз.Байкал – какие горы его окружают древние или молодые? -Все ли горы древней и древнейшей складчатости разрушены и разбиты? (нет) -Действительно, на самом деле многие из них в эпоху новой складчатости вновь поднимались. Их рельеф отличается большой сложностью. При расколе Гондваны к основному массиву Евразии присоединились Аравийская и Индийская платформы. В эпоху новейшей складчатости, которая продолжается и сейчас, к Востоку от Евразии образовались островные дуги глубоководные желоба. Это самые молодые участки Тихоокеанского вулканического кольца. Платформенные области соответствуют равнинам. Найдите в тексте учебника крупнейшие из них и прочитайте. Подчеркните простым карандашом (названия этих равнин нужно будет запомнить). Горы занимают 2/3 (!) поверхности Евразии. Здесь соединяются два горных пояса различного возраста: Урало-Монгольский и Альпийско-Гималайский. (9 мин.) Слайд 7-8. Климат Евразии. -Откройте карту атласа «Климат Евразии». - Климатические различия прослеживаются только с севера на юг? (нет, ещё и с запада на восток). С севера на юг увеличивается количество тепла, получаемое поверхностью континента, а от его окраин к центру уменьшается годовое количество осадков и растёт годовая амплитуда температур. Континентальность климата заметно там, где протяжённость материка с запада на восток наибольшая (определить где? Умеренный и субтропический пояса). -Западная часть Евразии находится под влиянием океана (какого? Атлантического). Это значит что влажные воздушные массы проникают глубоко вглубь материка, принося осадки на западные склоны Уральских гор и Алтая. На климат восточной части большое влияние оказывают муссоны. Южная часть Евразии находится под влиянием экваториальных и тропических масс. Это самые увлажнённые районы. Найти на карте район Черапунджи – какое количество осадков здесь выпадает? Подчеркнуть и запомнить. Самые сухие районы Евразии расположены в Центральной части, отделённой от океанов обширными пространствами суши и высокими горами. (Найти на карте эти районы, н/р Монголия). (6 мин.) Слайд 9. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. (1 мин.) Слайд 10-11. Внутренние воды. -Сегодня мы уже говорили о неравномерном распределении влаги по территории Евразии. Именно увлажнение повлияло и на распределение внутренних вод. Найдите в тексте учебника на стр.88 величайшие реки планеты. Подчеркните их простым карандашом и постарайтесь запомнить. Реки Евразии относятся к бассейнам всех 4-х океанов. Около 1/3 площади материка не имеют стока в океан. Например река Волга – она относится к бассейну внутреннего стока (какого – Каспийское море-озеро). Самое глубочайшее озеро Евразии и мира –это Байкал, одновременно оно является и крупнейшим по запасам пресной воды. На северо-востоке материка широко распространена многолетняя мерзлота. (6 мин.) Слайд 12-13. Природные зоны Евразии. -откройте карту атласа «Природные зоны». Как расположены природные зоны? Прослеживается закон зональности? (да, широтная зональность) Рассмотрим умеренные широты. -В западной части Евразии (в странах Европы) – климат мягкий и влажный – здесь распространены леса. В центральной части пояса, где климат более сухой и холодный из-за отдалённости океанов они уступают место степям и пустыням. На востоке, где велико влияние муссонов, опять появляются леса. Природные зоны Евразии различаются и по степени изменения человеком. Слабо изменены природные зоны арктического и субарктического поясов, пустыни тропического пояса. Давно осваиваются широколиственные, средиземноморские леса и кустарники, степи и лесостепи. Естественной растительности здесь почти не осталось. (6 мин.) Слайд 14 3.Закрепление. На уроке мы познакомились с природой Евразии. Какой вывод можно сделать о природе этого удивительно материка. (Природа разнообразна благодаря географическому положению и размерам Евразии.) -А сейчас я попрошу каждого из вас ответить всего на 1 вопрос, фамилию и имя подписывать не нужно. Но каждый из вас проверит свой ответ и поставит знак «+», если ответ верный и знак «-», если ответ неверный. Верных ответов - 7, неверных ответов - 5. Вам есть ещё над чем поработать дома. Слайд 15 Слайд 16.Запишите домашнее задание: параграф 17. (5 мин.)
Итог урока. Выставление оценок за урок. (2 мин.)
Вопросы:
1.Площадь Евразии - 1.35 млн. км2; 2.48 млн. км2; 3.55 млн. км2.
2.Евразия омывается четырьмя океанами? 1.Да; 2.Нет.
3.Евразия располагается на литосферных плитах: 1.Индо-Австралийской и Евразийской; 2. Аравийской, Индо-Австралийской и Евразийской; 3. Евразийской и Тихоокеанской.
4.Озеро Байкал- 1.Самое глубокое; 2.Самое большое; 3. Самое глубокое и самое пресное.
5.Самое влажное место на планете: 1.Черапунджи; 2.Бангкок; 3.Шанхай.
6.Крайняя западная точка Евразии: 1.Мыс Пиай; 2.Мыс Рока; 3.Мыс Дежнёва.
7.Реки Евразии относятся к бассейнам – 1.4-х океанов; 2.3-х океанов; 3.2-х океанов.