Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 21.12.2024, 20:22
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Регистрация | Вход
https://smp.edu.ru/
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [3]
Математика [2]
Литература [1]
Информатика [0]
Начальная школа [9]
География [2]
Физика [1]
Наш опрос
Участвовали ли в защите природы Родионово - Несветайского района? Каким способом?
Всего ответов: 119
Статистика

Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » Литература

Тема: «БРАННОЕ, ТРУДНОЕ ВРЕМЯ...» СТЕПЬ КАК ОБРАЗ РОДИНЫ В ПОВЕСТИ ГОГОЛЯ
Урок литературы в 6 классе на тему:
«БРАННОЕ, ТРУДНОЕ ВРЕМЯ...»
СТЕПЬ КАК ОБРАЗ РОДИНЫ В ПОВЕСТИ ГОГОЛЯ
Цели
1)    Воссоздание картины эпохи, изображенной в повести; выявление качеств характера героев и обстоятельств, оказавших влияние на их становление.
2)    Формирование навыка анализа эпического произведения, выразительного чтения и пересказа, работы с текстом, чтения по ролям.
3)    Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения образа степи как образа родины в повести.
Задачи:
1)    формирование нравственного сознания
2)    воспитание и развитие нравственных чувств
3)    выработка умений и привычек нравственного поведения
Используемые методы:
1.    метод устного изложения знаний (рассказ учителя, объяснение, сообщение учителя, беседа);
2.    метод работы с печатным словом (объяснительное чтение материала);
3.    Этические беседы
ХОД УРОКА
1.    Орг. Момент.
2.    Обращение к домашнему заданию.
Рассказ об истории создания повести и исторической основе произведения. Чтение эпизода встре¬чи Тараса с сыновьями по ролям.
3.    . Анализ первой главы повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
•    О чем свидетельствует внутреннее убранство хаты Тараса Бульбы?
Выразительное чтение от слов «Все было чисто, вымазано цветной гли¬ною...» до слов «...и потому, что не в обычае было позволять школярам ез¬дить верхом».
Добротная хата Тараса свидетельствует о рачительности хозяйки; раз¬личные предметы на стенах, по полкам и углам — о полной мужества и доблести бранной жизни хозяина.
•    Какие приметы времени проявляются в описании отношения Тараса к жене?
•    Выразительное чтение эпизода от слов «В самом деле, она была жал¬ка...» до слов «...в этом сборище безженных рыцарей, на которых раз¬гульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой».
Высшей ценностью для мужчины той эпохи были бранные подвиги. Время требовало твердости и даже жестокости, порой несовместимых с нежными чувствами к жене, детям, родному дому.
•    Чтение по ролям эпизода от слов «А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной какой!» до слов «Козак не на то, чтобы возиться с бабами».
•    Что является главным достоинством настоящего казака? Почему встреча отца и сыновей после долгой разлуки обернулась потасовкой?
Для Тараса Бульбы и Остапа физическая сила и способность к поедин¬ку — достоинство первостепенное («...что за человек ты в кулаке!»).
•    Какими предстают Остап и Андрий в этой сцене?
Остап не может терпеть насмешки Тараса. Чувство собственного достоинства, готовность постоять за себя побуждают его проучить обидчика. Внутреннее состояние Андрия в этом эпизоде неясно. Мы отчетливо видим его позу: «Что стоишь и руки опустил?» Тарас дразнит его («Что ты, собачий сын, не колотишь меня?»), называет «мазунчиком».
•    Какие чувства испытывает Андрий в этот момент?
•    Продолжите ряд слов: волнение, страх...
•    Как раскрывается характер Андрия в эпизоде? Почему он не откликнулся на поддразнивания Тараса?
 Андрий — натура нервная, чуткая, впечатлительная. Драка в счастливый момент встречи кажется Андрию неуместной. Поднять руку на Тараса не позволяет ему уважение к отцу. Андрий уже в этом эпизоде обособлен, замкнут.
•    Сопоставление иллюстрации Т.Г. Шевченко «Встреча Тараса с сыновьями» и П.П. Соколова «Возвращение из бурсы».
На рисунке Т. Г. Шевченко Тарас добродушно-ироничен, задирист, притворно изумлен, даже артистичен; он и внешне являет собой фигуру весьма колоритную. Остап угрожающе засучивает рукава, отнюдь не собираясь прощать обиду; огорченная мать робко стоит в стороне, с упреком мольбой смотрит она на Тараса. На иллюстрации П.П. Соколова изображена потасовка между отцом и сыном в разгаре; разошедшийся Тарас приглашает принять в ней участие и младшего сына; мать обнимает Андрия со страхом и укоризной глядя на мужа.
Встреча отца с сыновьями характерна для того «бранного, трудного времени, когда начали разыгрываться схватки и битвы на Украине», и является как бы своеобразной прелюдией к произведению.
•    В чем проявляется внутреннее сходство между Остапом и Тарасом?
Решительность, открытость, искренность в проявлении чувств свойственны и отцу, и сыну.
•    Почему Тарас так пренебрежительно относится к книжкам, букварям «философиям», хотя его замечания выдают в нем человека образованного?
Воинская отвага и доблесть для него выше интеллектуальных занятий и страсти к познанию.
•    Как характеризует героя его приказ принести к столу не пампушек, всего барана, «медов сорокалетних», чистой горелки побольше, чтоб «играла и шипела, как бешеная»?
Герой не признает полумеры ни в чем. Способность много съесть и вы¬пить — один из признаков героя-богатыря.
•    Как раскрывается характер Тараса в авторской характеристике?
Выразительное чтение эпизода от слов «Тарас был один из числа коренных, старых полковников...» до слов «Когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства».
Лексическая работа
•    Какое значение приобретает в данной характеристике слово коренной?
Характер героя складывается в постоянной борьбе не только за собственную честь, но и за достоинство тех, кто нуждался в защите. В такой борьбе не может быть компромисса, она требует умения не давать никому пощады, принимать жесткие решения.
•    Почему Тарас принимает решение ехать в Сечь вместе с сыновьями?
Выразительное чтение эпизода: «Он сначала хотел было отправить их одних. Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой же день решился, ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля».
Воинский дух силен в старом Тарасе. Хотя он резок, крут, упрям, его поступки иногда граничат с самодурством, но Тарас любит родную землю, ценит людей мужественных, смелых и отважных и стремится участвовать и общем деле.
•    Какова авторская позиция по отношению к братьям?
•    Выразительное чтение эпизода от слов «Бурсаки вдруг преобрази¬лись...» до слов «...они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом».
Автор любуется своими героями, никому из них не отдавая своего пред¬почтения.
•    Как отзываются герои на слезы матери?
Мать кинулась к Андрию, в его лице она прочла «более какой-то неж¬ности». Эта маленькая деталь позволяет предположить, что Андрий мяг¬че, сердечнее Остапа.
•    Обращение к домашнему заданию. Зачитываются предложения, в кото¬рых особо подчеркнуто чувство матери при расставании с сыновьями.
«Одна бедная мать не спала».
«Она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться».
«И слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрас¬ное лицо».
«Она все сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сво¬дила с них глаз своих и не думала о сне».
«Она со слезами готовила все, что нужно к завтраку...»
«Бедная мать! Она как увидела их, она и слова не могла промолвить, и слезы остановились в глазах ее».
«Мать, слабая как мать, обняла их, вынула две небольшие иконы, наделила им, рыдая, на шею».
«Она схватила его за стремя, она прилипнула к седлу его и с отчаяньем во всех чертах не выпускала его из рук своих».
«Она со всею легкостью дикой козы, несообразной ее летам, выбежала за ворота...»
•    Назовите глаголы, передающие переживания матери в первой главе по¬вести. Охарактеризуйте чувства героини
Не спала, превратилась в одно зрение, терпела, не сводила глаз, не могла промолвить слова, выбежала за ворота...
Глубокое страдание, боль, отчаяние, беспомощность испытывает бед¬ная женщина, расставаясь с сыновьями. Душа ее полна страшных пред; чувствий, но остановить беду не в ее силах. Законы того времени не по¬зволяли женщине перечить мужу.
4. Степь как образ родины в повести Гоголя.
•    Обращение к домашнему заданию. Выразительное чтение описания степи.
•    Чтение фрагментов, в которых переданы краски степи, звуки и запахи степи, описания обитателей степи, воздуха, неба над степью Днепра.
Краски степи. Зеленая, девственная пустыня. «Все пестрое простран¬ство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно) темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою». «Неизмеримые волны диких растений; зелено-золотой океан, по которому брызнули миллионы разных цветов». «Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще».
Запахи и звуки степи. «Испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием». «Пестрые суслики оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков станови лось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озер! крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе... Весь их треск, свис стрекотанье, — все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух».
Обитатели степи. «Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лес вытаптывали их. <...> Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вы тянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов.
В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвиж¬но устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем...»
Воздух, небо, над степью. «По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; из¬редка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхуш¬кам травы и чуть дотрагивался до щек. <...> На них прямо глядели ночные звезды. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу».
Днепр. «Вот он сверкает вдали и темною полосою отделился от гори¬зонта. Он веял холодными волнами и расстилался ближе, ближе и, нако¬нец, обхватил половину всей поверхности земли. Это было то место Дне¬пра, где он, дотоле спертый порогами, брал наконец свое и шумел, как море, разлившись по воле; где брошенные в средину его острова вытесня¬ли его еще далее из берегов и волны его стлались широко по земле, не встречая ни утесов, ни возвышений».
Итоги работы
Степь у Гоголя необъятна, как море. Растений в степи бесконечное мно¬жество, ветер приводит их в движение, и взору представляется живая вол¬нообразная поверхность, создающая впечатление бесконечности.
Пестрота и яркость красок, их многообразие слепят взор. Основной фон степной поверхности — «зелено-золотой», с брызгами миллионов разных циетов. Мир степи живет своими законами. Эта жизнь проявляется во всем: в крике лебедя, в полете чайки, в величественном течении Днепра, в сиянии звезд. Автор стремился передать не само по себе многообразие зву¬ков, красок, а целостное впечатление, возникающее при виде этой картины.
•    Какова внутренняя связь между описаниями мыслей и характеров ге¬роев и величественной картиной степи?
Герои погружены в свои мысли. Степь, как мать, принимает своих сыно¬вей, пытаясь утешить, передать им свою неиссякаемую энергию. Степь и ка¬шки близки друг другу. Казаки сродни птицам, стремительным и быстрым, живущим в степных просторах, привыкшим к воле, к воздуху и солнцу.
•    В каких словах передано отношение автора к степи?
«Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Ничего в природе не мо¬гло быть лучше. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.. Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь».
Какие чувства испытывает автор?
Любовь, восхищение, изумление, восторг переполняют душу автор
Описание степи в высшей степени эмоционально, оно не только лирически окрашено, но и патетически взволнованно.
•    Только ли красота природы вызывает эти чувства?
И необыкновенная красота природы, и осознание того, что это удиви тельное место на земле — милая сердцу родина, вызывает восторг автор и его героев. Степь — обобщенный образ родины. Ради нее казаки совершают свои подвиги.
•    Степь — мать для героев повести Н.В. Гоголя. Какими качествами характера должны обладать сыновья, чтобы быть достойными такой матери.
Только лишь мужественные, сильные, гордые люди, наделенные широкой душой и щедрым сердцем, могут быть достойны матери-степи.
5.    Итоги урока.
•    Можно ли считать Тараса с сыновьями и других запорожцев именно такими героическими натурами, сильными, мужественными, готовыми к подвигу?
Тарас с сыновьями и другие герои повести Н.В. Гоголя — люди своего времени. Их характеры складывались в борьбе за свободу и независи¬мость родины. Мужество, сила духа, отвага, героизм — основные качеств характера героев.
•    В чем источник силы героев?
Источник силы — родные места, степь, родина, взрастившая эти богатыр¬ские характеры. С ней герои, как с родной матерью, связаны кровными узами.
6.    Домашнее задание.
Найти эпизоды, в которых наиболее отчетливо проявились характер героев.

Категория: Литература | Добавил: Дарьевка (30.11.2012)
Просмотров: 6634 | Теги: СТЕПЬ КАК ОБРАЗ РОДИНЫ, ПОВЕСТИ ГОГОЛЯ, ТРУДНОЕ ВРЕМЯ...», в 6 классе, урок литературы, тему: «БРАННОЕ, на | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Погода
Полезные ссылки
Праздники
Праздники России
Поиск

Copyright MyCorp © 2024