Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 22.12.2024, 06:18
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Регистрация | Вход
https://smp.edu.ru/
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [3]
Математика [2]
Литература [1]
Информатика [0]
Начальная школа [9]
География [2]
Физика [1]
Наш опрос
Участвовали ли в защите природы Родионово - Несветайского района? Каким способом?
Всего ответов: 119
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » Начальная школа

Тема: К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин» (отрывок)
скачать урок + презентация
Урок литературного чтения в 4 классе.
Тема: К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин» (отрывок).
Цели урока:
    Вспомнить о событиях начала XVII века (межпредметная связь с окружающим миром).
    Определить элементы композиции и их роль в создании эмоционально-смыслового содержания произведения.
    Обогащать  словарный запас учащихся.
    Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
    Развивать  умение читать художественный текст по ролям.
Задачи для учащихся:
    Познакомиться с литературным произведением о Родине; понятием «дума».
    Проследить взаимосвязь между историческими событиями начала XVII века и сюжетом произведения К.Ф. Рылеева.
    Учиться определять элементы композиции и их роль в произведении.
    Узнать значения многих устаревших слов и словосочетаний
Оборудование: для презентации: компьютер, проектор, экран; презентация (Приложение)
учебник «Литературное чтение» (автор Э.Э.Кац) 4 класс, часть 2
ХОД УРОКА
1. Оргмомент (1 мин)
2. Сообщение темы урока (1 мин)
– Произведения какого раздела мы с вами изучаем? (О прошлом Родины)
– Сегодня мы познакомимся с произведением К.Ф.Рылеева «Иван Сусанин». Слайд 1
3. Актуализация полученных знаний (7-10 мин). Слайд 2
– Рылеев Кондратий Федорович родился 18 сентября 1795-1826 в Петербургской губернии в семье армейского офицера, небогатого помещика. Получил образование в кадетском корпусе в Петербурге. Кондратий Федорович (1795-1826) – поэт-декабрист. Все его творчество проникнуто высокими идеалами, чувством любви и восхищения народом. Жизнь Рылеева была короткой, но насыщенной разными событиями. В молодости он участвовал в освободительной войне с Наполеоном, в 1823 году вступает в тайное   Северное Общество. Он был одним из наиболее активных участников декабрьского восстания. В 1825году активно участвовал в восстании на Сенатской площади против царя.  Восстание было подавлено. Николай I расценил деятельность Рылеева опасной. 13 июля 1826 года Кондратий Федорович и еще 5 декабристов были казнены.
Важное место в творчестве Рылеева занимают стихотворения, которые называются «ДУМА».
-Как вы думаете, какое произведение может называться думой? (ответы детей)
 В украинской народной поэзии ДУМОЙ называли народные песни  об исторических событиях и народных героях.
По замыслу автора думы должны дать читателю представление о русской истории и ее героях. В думах отразились понятия поэта об общественном долге и назначении человека.
Каждая дума Рылеева посвящена известному историческому герою и чаще всего называется его именем.
Иван Сусанин… Известно ли вам это имя? Что вы знаете об этом человеке? (Дети отвечают.)
– Сегодня мы перенесемся с вами в начало XVII века. Что происходило на Руси в этот период времени? (Борьба с поляками) Слайд 3.
Тяжелые времена пережила тогда Русь. В Москве, как у себя дома, распоряжались польские захватчики. В 1613 году на русский престол был выбран 16-летний царь Михаил Романов. Поляки, испугавшись, что это нарушит их планы захватить Россию, решают погубить царя. Молодой царь скрывается в Костроме. Русские люди не могли мириться с произволом польских захватчиков. Нужно было объединяться  и подыматься на защиту Руси и царя.
– Кто же начал собирать ополчение? (Кузьма Минин)
– Кто был избран воеводой? (Пожарский)
Проявил себя в этой схватке Минин. Он во главе конных воинов переправился через Москву – реку и нанес неожиданный удар по врагу. Затем в бой вступили основные силы ополчения под командованием Пожарского. Поляки дрогнули и побежали. Москва была освобождена.
– В думе «Иван Сусанин» Рылеев рассказывает нам как раз о событиях начала XVII века. Какой же поступок совершил Иван Сусанин, что в его честь написана дума. Прежде чем мы начнем читать, как всегда по традиции урок словарная разминка.
4. Словарная разминка (4-5 мин.) Слайд 4.
– Объясните смысл словосочетаний: недолго до беды, вкушать покой, гореть любовью, приняться за сабли
– Подберите антонимы к словам: хвалить, спасать, создавать.
5. Разбор значений устаревших слов:
лях, сарматы, гумно, москаль, жупан, вотще, захолустье, мнить.
6. Работа с текстом (10-15 мин.)
1). Чтение произведения детьми.
2).Определение эмоционально – смыслового содержания в описании природы.
– Куда завел Сусанин врагов? Прочитаем описание леса.
– Какие чувства в этом описании передал поэт? (Создается тревожное состояние, но оно изменчиво – солнце « то ярко блеснет», «то скроется», «то тускло засветит». Напряжение усиливают и стоящие «не шелохнясь и дуб, и береза». Характеристика леса передает мрачное состояние: «все глуше и диче становится лес», его ветви склонились «угрюмо до самой земли», и все «мертво и глухо». Чувство безысходности и неизбежной смерти охватывает людей.)
– В тексте нам встречались разные слова. Объясните значение слов «Отчизна» и «правое дело». Что нам поможет? (Толковый словарь)
- Какими качествами наделил Сусанина К.Ф. Рылеев? Подтвердите свои выводы словами из текста.
7. Выразительное чтение.(7 мин)
– Чем насыщено произведение? (Диалогами) Как Вы думаете, почему?
– Кто и с кем ведёт диалог. Как будем читать? (Диалог с сыном – мягко, любя, строго. С врагами – спокойно, уверенно.)
– Прочитаем произведение по ролям. (Автор, враг, Сусанин, сын)
8. Память о народном герое в Костроме. Итог урока (3-5 мин.) Слайд 5-6.
– С каким произведением мы сегодня познакомились?
– Можно ли назвать Ивана Сусанина русским героем? Почему? (Да, рискуя жизнью, повел врагов в лес на гибель и известил царя об опасности.)
– Кто автор литературного произведения? Что Вы о нём узнали?
– С какой целью была написана автором дума «Иван Сусанин»?
В городе Костроме создан музей подвига Ивана Сусанина, воздвигнут монумент народному герою.
9. Домашнее задание (1 мин.)
Страница 37, вопросы № 1, 5

Категория: Начальная школа | Добавил: Дарьевка (20.01.2012)
Просмотров: 11896 | Комментарии: 2 | Теги: урок, литературное чтение, Скачать, 4 класс, Иван Сусанин, К.Ф. Рылеев | Рейтинг: 3.4/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Погода
Полезные ссылки
Праздники
Праздники России
Поиск

Copyright MyCorp © 2024