скачать урок + презентация Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин» (отрывок). Цели урока: Вспомнить о событиях начала XVII века (межпредметная связь с окружающим миром). Определить элементы композиции и их роль в создании эмоционально-смыслового содержания произведения. Обогащать словарный запас учащихся. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине. Развивать умение читать художественный текст по ролям. Задачи для учащихся: Познакомиться с литературным произведением о Родине; понятием «дума». Проследить взаимосвязь между историческими событиями начала XVII века и сюжетом произведения К.Ф. Рылеева. Учиться определять элементы композиции и их роль в произведении. Узнать значения многих устаревших слов и словосочетаний Оборудование: для презентации: компьютер, проектор, экран; презентация (Приложение) учебник «Литературное чтение» (автор Э.Э.Кац) 4 класс, часть 2 ХОД УРОКА 1. Оргмомент (1 мин) 2. Сообщение темы урока (1 мин) – Произведения какого раздела мы с вами изучаем? (О прошлом Родины) – Сегодня мы познакомимся с произведением К.Ф.Рылеева «Иван Сусанин». Слайд 1 3. Актуализация полученных знаний (7-10 мин). Слайд 2 – Рылеев Кондратий Федорович родился 18 сентября 1795-1826 в Петербургской губернии в семье армейского офицера, небогатого помещика. Получил образование в кадетском корпусе в Петербурге. Кондратий Федорович (1795-1826) – поэт-декабрист. Все его творчество проникнуто высокими идеалами, чувством любви и восхищения народом. Жизнь Рылеева была короткой, но насыщенной разными событиями. В молодости он участвовал в освободительной войне с Наполеоном, в 1823 году вступает в тайное Северное Общество. Он был одним из наиболее активных участников декабрьского восстания. В 1825году активно участвовал в восстании на Сенатской площади против царя. Восстание было подавлено. Николай I расценил деятельность Рылеева опасной. 13 июля 1826 года Кондратий Федорович и еще 5 декабристов были казнены. Важное место в творчестве Рылеева занимают стихотворения, которые называются «ДУМА». -Как вы думаете, какое произведение может называться думой? (ответы детей) В украинской народной поэзии ДУМОЙ называли народные песни об исторических событиях и народных героях. По замыслу автора думы должны дать читателю представление о русской истории и ее героях. В думах отразились понятия поэта об общественном долге и назначении человека. Каждая дума Рылеева посвящена известному историческому герою и чаще всего называется его именем. Иван Сусанин… Известно ли вам это имя? Что вы знаете об этом человеке? (Дети отвечают.) – Сегодня мы перенесемся с вами в начало XVII века. Что происходило на Руси в этот период времени? (Борьба с поляками) Слайд 3. Тяжелые времена пережила тогда Русь. В Москве, как у себя дома, распоряжались польские захватчики. В 1613 году на русский престол был выбран 16-летний царь Михаил Романов. Поляки, испугавшись, что это нарушит их планы захватить Россию, решают погубить царя. Молодой царь скрывается в Костроме. Русские люди не могли мириться с произволом польских захватчиков. Нужно было объединяться и подыматься на защиту Руси и царя. – Кто же начал собирать ополчение? (Кузьма Минин) – Кто был избран воеводой? (Пожарский) Проявил себя в этой схватке Минин. Он во главе конных воинов переправился через Москву – реку и нанес неожиданный удар по врагу. Затем в бой вступили основные силы ополчения под командованием Пожарского. Поляки дрогнули и побежали. Москва была освобождена. – В думе «Иван Сусанин» Рылеев рассказывает нам как раз о событиях начала XVII века. Какой же поступок совершил Иван Сусанин, что в его честь написана дума. Прежде чем мы начнем читать, как всегда по традиции урок словарная разминка. 4. Словарная разминка (4-5 мин.) Слайд 4. – Объясните смысл словосочетаний: недолго до беды, вкушать покой, гореть любовью, приняться за сабли – Подберите антонимы к словам: хвалить, спасать, создавать. 5. Разбор значений устаревших слов: лях, сарматы, гумно, москаль, жупан, вотще, захолустье, мнить. 6. Работа с текстом (10-15 мин.) 1). Чтение произведения детьми. 2).Определение эмоционально – смыслового содержания в описании природы. – Куда завел Сусанин врагов? Прочитаем описание леса. – Какие чувства в этом описании передал поэт? (Создается тревожное состояние, но оно изменчиво – солнце « то ярко блеснет», «то скроется», «то тускло засветит». Напряжение усиливают и стоящие «не шелохнясь и дуб, и береза». Характеристика леса передает мрачное состояние: «все глуше и диче становится лес», его ветви склонились «угрюмо до самой земли», и все «мертво и глухо». Чувство безысходности и неизбежной смерти охватывает людей.) – В тексте нам встречались разные слова. Объясните значение слов «Отчизна» и «правое дело». Что нам поможет? (Толковый словарь) - Какими качествами наделил Сусанина К.Ф. Рылеев? Подтвердите свои выводы словами из текста. 7. Выразительное чтение.(7 мин) – Чем насыщено произведение? (Диалогами) Как Вы думаете, почему? – Кто и с кем ведёт диалог. Как будем читать? (Диалог с сыном – мягко, любя, строго. С врагами – спокойно, уверенно.) – Прочитаем произведение по ролям. (Автор, враг, Сусанин, сын) 8. Память о народном герое в Костроме. Итог урока (3-5 мин.) Слайд 5-6. – С каким произведением мы сегодня познакомились? – Можно ли назвать Ивана Сусанина русским героем? Почему? (Да, рискуя жизнью, повел врагов в лес на гибель и известил царя об опасности.) – Кто автор литературного произведения? Что Вы о нём узнали? – С какой целью была написана автором дума «Иван Сусанин»? В городе Костроме создан музей подвига Ивана Сусанина, воздвигнут монумент народному герою. 9. Домашнее задание (1 мин.) Страница 37, вопросы № 1, 5