Скачать урок + презентация/metodtema/udarenie.zip Тема: Ударение. Цель урока: объяснить значение ударения; формировать умение определять ударение в словах; стимулировать интерес к наблюдению за речью. Задачи урока: - обогащение словарного запаса через знакомство с многозначностью слов в русском языке; - воспитание бережного внимательного отношения к своему родному языку; - развитие памяти, внимания, аккуратности. Ход урока. 1. Организационный момент. (психологическая подготовка) (учитель тихо, дети – хором). Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся Всё у нас получится! (на доске плакат) Рыбы немы. Не беда! Ведь у них во рту вода. Хуже, если ты, малыш, На уроке всё молчишь. 2. Сообщение темы, цели урока. Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся с вами в морское путешествие. Все вы будете моей дружной и верной командой, которая, я надеюсь, не подведёт меня в этом путешествии. А поплывём мы вот на этом корабле. (рисунок корабля) Вот он кораблик из лёгкой коры- Для трудных походов, нелёгкой игры. На этом кораблике под парусами, Мы в дальние дали отправимся с вами. Мы всех, кто захочет, с собою возьмём. Ну, что же согласны? Решились? Плывём! Мы отправимся в путешествие по морю Слов, на удивительный остров, правит которым добрый волшебник. А название острова вы узнаете, расставив карточки по цветам радуги, заканчивая цветом, в радуге не встречающимся. Если цвета расставите правильно, то получите название острова. К. Ор. Ж. З. Г. С. Ф. Б. У Д А Р Е Н И Е Цель нашего путешествия – остров, на котором мы познакомимся с волшебником Ударением и попытаемся узнать его основные секреты. 3 Словарная работа. Ну, что ж, корабль готов к отплытию. Да вот беда! Многие из вас никогда не были на корабле и не знают морских терминов и понятий. Посмотрите на доску. ( На доске слова: боцман, кок, штурвал, штиль, якорь.) Кок – повар на судне. Боцман – помощник капитана. Штурвал – рулевое колесо, которым управляют судном. Штиль – тихая погода на море, безветрие. Якорь – металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте. В пути мы встретим ещё много новых, незнакомых слов, поэтому не забывайте про наших помощников – «вопросиков». Ну, теперь всё готово! Слушай мою команду! Поднять якорь! Полный вперёд! Вот отчалили мы от причала, Наш корабль волна закачала, И задул ветерок в паруса, Обещая в пути чудеса. 4. Работа в тетради. Ребята, на каждом корабле есть свой документ – судовой журнал, в котором отмечаются все события, происходящие за время плавания. У вас тоже есть такой документ – это ваша рабочая тетрадь. Запишите дату, классная работа. Записи в судовом журнале нужно вести аккуратно, чтобы их легко можно было прочитать. (Во время работы звучит музыка.) 5. Минутка чистописания. А вот и долгожданный остров Ударения и мы причаливаем в порт Букв. Поглядите, поглядите Пять соседок в алфавите.(э, с, х, ж, е) - Посмотрите внимательно на эти буквы, глазками отметьте общие элементы и запишите эти буквы в своих судовых журналах на строке рядом с образцами, обратите внимание на интервал между буквами. А мы отправляемся дальше к замку волшебника Ударение и наш путь лежит по дорожке цветов. Посмотрите, каких только цветов здесь нет. (Называть и показывать цветы). Но больше всего здесь жасминов, т.к. это любимый цветок волшебника. Жасмин - кустарниковое растение, которое растёт главным образом в тропиках. Существует около 300 видов. У нас в стране встречается всего 3 вида. Некоторые виды выращиваются ради цветочного эфирного масла, которое применяется в парфюмерии и для ароматизации чая. Пропишите слово жасмин по образцу, рядом запишите его ещё раз, разделив по слогам и поставив ударение. 6. Изучение нового материала. А вот перед нами и замок Ударения. Но посмотрите – ворота замка закрыты. Попасть в замок возможно только через главные ворота. Но они откроются, если мы вспомним правило, которое изучали, когда учились делить слова на слоги. На листья делится листва, На слоги делятся слова. Мы в слове слог ударный Найдём элементарно. А когда его найдём, Громче всех произнесём.
Физминутка. (релаксация) Представьте, что вы на корабле. Чтобы не упасть, расставьте пошире ноги и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу. Затем левую. Стало палубу качать, Ногу к палубе – прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем!
А теперь откройте учебники на стр. 24 и прочитайте правило. - Какой слог называется ударным? Ребята, главные ворота до сих пор остаются закрытыми, поэтому давайте выполним ещё одно задание. На доске: Воробей, лисица, соловей, собака, синица, бурундук. (соотнесите картинки с названиями животных). Разделите слова на группы. Прочитайте слова по слогам, выделяя голосом ударный слог. Какой зверь лишний и почему? Разделите слова на слоги, подчеркните ударный слог. Выпишите слова со вторым ударным слогом. 7. Повторение изученного ранее материала. А вот и сам волшебник Ударение. Он очень рад, что мы посетили его и надеется, что вы все научитесь правильно им пользоваться. Волшебник принёс нам плакат, Спросить захотелось ему у ребят: Как пишутся эти слова? Объясните! И правильно буквы в слова напишите. (плакат) Гущ …, чащ…, ч…до, ш…на, Малыш…, еж…, маш…на, Рощ…, щ…ка, полощ…, Туч…, дач… и пищ… . (Ребята вставляют по цепочке пропущенные буквы.) Ребята, а в каком слове при изменении ударения, меняется значение слова? (пищу) Вывод: В русском языке есть слова, в которых при изменении ударения меняется значение слова. Остальные же слова при изменении ударения просто теряют свой смысл. 8. Закрепление нового материала. Упр.4 в учебнике (устно) Прочитайте слова (про себя). Назовите слова, в которых при изменении ударения меняется значение слова. Объясните значение этих слов. Если не можете, воспользуйтесь «вопросиками» Гвоздики- растение с яркими цветами (пряность); заострённый железный стержень со шляпкой на конце. Село – большое крестьянское селение; опустилось с высоты. Рожки – макаронные изделия, небольшие выросты на голове у животного; сигнальные или музыкальные инструменты в виде изогнутой трубы. Чудно – странно, необычно; прекрасно, очаровательно. А волшебник Ударение приготовил ещё одно трудное задание. На доске записаны предложения, в которых пропущены слова. Вам надо вставить пропущенное слово и в нём поставить ударение. На доске: уху Мы сегодня ели … . комар подлетел к … . ворот Собака сидела у … . У рубахи оторван … . Спишите любое предложение себе в судовой журнал. Молодцы. Волшебник Ударение доволен вами и разрешает продолжить путешествие по своему острову и мы с вами отправляемся дальше, наш путь лежит к деревне Загадок.
Физминутка. Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас. И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей. Мы попрыгаем как зайки! Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули. Ребята, а что значит слово деревня? (на карточке). Исходное слово – драть. Первоначальное значение этого слова – место, очищенное от леса, позднее – селение, т.е. деревня – это сельское поселение. Подберите слова-родственники к слову деревня. (деревенский, деревенька, деревушка) Жители этой деревни любят не только загадывать загадки, но и ходить в лес. Посмотрите, какую загадку они приготовили для нас. Учебник стр.25, упр.7. Растёт в траве Алёнка В красной рубашонке. Кто ни пройдёт, Всяк поклон отдаёт. Отгадайте загадку. Назовите слова с буквой ё. вспомните, что мы знаем про букву ё. (буква ё всегда ударная, поэтому ударение можно не ставить) - Расскажи-ка, буква ё, Как твоё житьё-бытьё? Буква ё даёт отчёт: - Ничего житьё течёт. Я ударная всегда. -ой-ёй-ёй. Вот это да! 9. Итог урока. Вот и подходит к концу наше морское путешествие на остров Ударения, и мы направляемся в бухту Знаний, куда причалил и наш корабль. Солнце село за село. Нам ужасно повезло, Что в гости к Ударению сходили И все секреты мы его раскрыли. А что же за секреты ударения мы с вами узнали? (ударение ставится, если в слове несколько слогов; буква ё всегда ударная; любая гласная может быть под ударением; слоги бывают ударные и безударные; ударение может изменить смысл слова; от ударения зависит смысл слова) А мы пока про ударенье Сочиним стихотворенье… Ударный слог, ударный слог… Он назван так недаром. Эй, невидимка-молоток, Отметь его ударом. И молоток стучит, стучит, И чётко речь моя звучит. Следи за поведеньем молотка. Держи в руках его, озорника! А на прощание последнее испытание. Я вам говорю слово, а вы меняете в нём ударение, чтобы получилось новое слово. Хлопок, полки, плачу, мука, пары, стоит, атлас, ирис. 10. Рефлексия. Я хочу похлопать (имя), потому что он помогал мне сегодня на уроке. (Имя), а чья работа сегодня больше всего понравилась тебе? (этот ученик называет следующее имя)