Тема урока: " Причастие, деепричастие: морфология, орфография и пунктуация"
Тема урока: " Причастие, деепричастие: морфология, орфография и пунктуация" Цели: - обобщить знания о причастии и деепричастии; - закрепить знания о типах, видах и условиях выбора орфограммы в причастиях и деепричастиях, способах выделения причастий и деепричастий в письменной и устной речи; - сформировать умение грамотно оформлять на письме причастия и деепричастия, соблюдая язы¬ковые (правописные и грамматические) нормы; - формировать умение составлять монологическое высказывание на лингвисти¬ческую тему, аргументировано оценивать ответ; - формировать умение употреб¬лять причастие и деепричастие в конкретной речевой ситуации.
Цели для учащихся. Знать: - основные признаки причастия и деепричастия; - тип, вид и условия выбора орфограммы в причастиях и деепричастиях; - способы выделения причастий и деепричастий в письменной и устной речи. Уметь: - классифицировать причастие и деепричастие как особую форму глагола в разделе морфологии; - грамотно оформлять на письме причастия и деепричастия, соблюдая языковые (правописные и грамматические) нор¬мы; - употреблять причастие и деепричастие в конкретной рече¬вой ситуации.
Ход урока. I. Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Садитесь, оформляем тетрадь. Что значит оформить тетрадь? ( Записать дату, классная работа) Прокомментируйте орфограмму в написании даты. ( Двадцатое. Орфограмма-буква в корне слова. Проверочное слово двад¬цать.) Записываем дату. Посмотрите на тему урока. Прокомментируйте эту запись. Как вы по¬няли, чем мы будем заниматься на уроке? ( Мы будем говорить о причастии и деепричастии, их написании и пункту¬ации. ) Правильно, дети. Мы сегодня с вами повторим, какое место занимает причастие и деепричастие в морфологии и как они оформляются в пись¬менной речи. Записываем тему, обращаем внимание на знаки препинания. Двоеточие конкретизирует тему урока. ( Объявить цели урока для уч-ся.)
II. Обобщаем сведения о причастии и деепричастии в разделе морфология. В этом нам поможет ваше домашнее задание. В чем его суть? ( Мы должны были подготовить устное сообщение на тему " Что я узнал о причастии?", "Что я узнал о деепричастии?" ) Кто может рассказать о причастии и деепричастии так полно, так доступ¬но, чтобы ваш ответ помог подготовиться к зачету? А для этого мы с вами вспомним план, по которому мы будем рассказывать. Обсудите варианты в парах. Итак, слушаем два варианта. ( Если 1 вариант- полный ответ, то класс дол¬жен оценить ответ.) Кто хочет дополнить, представить свой план? Теперь по этому плану расскажите так доступно, так полно, чтобы ваш от¬вет помог подготовиться к зачету. Слушаем первый ответ " Что такое причастие? ". Кто хочет дополнить, оценить ответ? При оценке пользуйтесь этими по-ложениями, критериями: ответ полный, правильный, последовательный, с примерами, правильно оформлен. Слушаем второй ответ " Что такое деепричастие? ". Кто хочет дополнить, оценить ответ? Итак, на основании прослушанных ответов, сделайте вывод, что общего у причастия и деепричастия. Записываем на доске и в тетради. Сходство: особая форма глагола. Различие: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Посмотрите на тему урока, какую задачу мы сейчас с вами выполнили? ( Мы рассмотрели морфологию.) Правильно! Как вы думаете, какую задачу мы будем решать? ( Орфографию, пунктуацию.) Правильно, молодцы. Мы с вами будем повторять правильное оформление причастий и деепричастий на письме, то есть работать над языковыми (правописными) нормами письма, чтобы наша речь была правильной. Ре¬бята, давайте вспомним, какие орфограммы и пунктограммы встретились нам при изучении причастия и деепричастия. ( Правописание окончаний причастий, гласных в суффиксах причастий, -н-и -нн- в суффиксах причастий, не с причастиями и деепричастиями, запя¬тые при причастном и деепричастном оборотах. ) Правильно, дети. ( Открываю запись на скрытой доске.)
Орфограммы Причастие Деепричастие 1. Суффиксы. 2. Окончание 3. НЕ
Ребята, что же здесь есть? (Называется то, что забыли.) Итак, работаем с вами над нормами письма. С орфограммой " гласная в суффиксах причастий " работает учащийся … (индивидуальная работа на карточке ), с орфограммой " не с причастиями " работает …. (индивидуальная работа на карточке ) , с пунктограммой " запятая при причастном обороте " работает … (индивидуальная работа на карточке ). Задание для остальных: А мы с вами проверим умение различать причастие и деепричастие. Дос-таньте сигнальные карточки. Ваша задача: найти и показать номер правильного ответа. (Тестовые задания записаны на слайде). Тест 1. Найдите предложения с причастными оборотами. 1. Я ушел, негодуя на друзей. 2. Летающая над костром бабочка была необычайно красива. 3. Небо, усеянное звездами, манило к себе. 4. Поднявшись, он быстро подошел к окну. Тест 2. Найдите предложения с деепричастными оборотами. 1. Клюшка, вырвавшись из рук игрока, покатилась по льду. 2. Клюшка, вырвавшись из рук игрока, покатилась по льду. 3. Преследуя зверя, охотники вышли к озеру. 4. Охотники, преследующие зверя, вышли к озеру.
Найдите в этих предложениях слова с орфограммами " -н- и -нн- в суффик¬сах причастий", " не с деепричастием ". ( негодуя, усеянное). Разберем по составу, произведем морфемный разбор. (Разбираем и ком¬ментируем у доски.) Проверяем индивидуальные задания на карточках(ребята работали у доски, они комментируют свой ответ)
Продолжаем учиться объяснять орфограммы в тексте. Открываем страницу 191, упражнение 429 (" Русский язык. 6 класс." автор МА. Разумовская.) Смотрите в текст, а я читаю. Ребята, озаглавьте текст. ( Блок. Поэзия Блока. Великолепные стихи Блока. ) Основная мысль текста содержится в какой части, в каком предложении? Прочитайте его выразительно. ( Последнее предложение текста) Ребята, вы редактор. Вы пропустите этот текст. ( Нет, здесь пропущены буквы и знаки препинания.) Наша задача восстановить текст. Из этого текста выпишите слова с орфо¬граммой " -н- и -нн- в суффиксах причастий". ( Самостоятельная работа уча¬щихся и проверка.) Преданные, написано, рожденных, написана, призванной, суждена. Выпишите одно предложение с причастным оборотом, графически объяснив знаки препинания. ( Самостоятельная работа учащихся и проверка.)
Что нового узнал я о творчестве Блока? Составьте одно-два предложения, включив причастный оборот. В случае затруднения используйте следующие словосочетания: созданная поэтом, покоряющая сердца, лелеющая душу, оча¬рованные творчеством, повествующее о судьбе России. ( Спросить, как поняли значение слова «лелеющая».)
III. Подведение итогов: Где, в какой ситуации пригодятся знания, полученные на уроке. Какая орфограмма вызывает затруднение? ( Спросить индивидуально.)
Домашнее задание: N 430 (устно), N 431 (письменно для всех), подготовить словарный диктант из десяти словосочетаний на темы " В лесу", " На озере", " В городском саду", " У моря", " На деревенской улице" ( по выбору) с орфо¬граммами правописания причастий и деепричастий. Комментирование и выставление оценок.