Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 22.12.2024, 07:18
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Регистрация | Вход
https://smp.edu.ru/
Меню сайта
Категории раздела
Русский язык [3]
Математика [2]
Литература [1]
Информатика [0]
Начальная школа [9]
География [2]
Физика [1]
Наш опрос
Участвовали ли в защите природы Родионово - Несветайского района? Каким способом?
Всего ответов: 119
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » Русский язык

Тема урока: " Причастие, деепричастие: морфология, орфография и пунктуация"
Тема урока: " Причастие, деепричастие: морфология, орфография и пунктуация"
Цели: 
- обобщить знания о причастии и деепричастии; 
- закрепить знания о типах, видах и условиях выбора орфограммы в причастиях и деепричастиях, способах выделения причастий и деепричастий в письменной и устной речи; 
- сформировать умение грамотно оформлять на письме причастия и деепричастия, соблюдая язы¬ковые (правописные и грамматические) нормы; 
- формировать умение составлять монологическое высказывание на лингвисти¬ческую тему, аргументировано оценивать ответ; 
- формировать умение употреб¬лять причастие и деепричастие в конкретной речевой ситуации.

Цели для учащихся.
Знать: 
- основные признаки причастия и деепричастия;
- тип, вид и условия выбора орфограммы в причастиях и деепричастиях;
- способы выделения причастий и деепричастий в письменной и устной речи.
Уметь: 
- классифицировать причастие и деепричастие как особую форму глагола в разделе морфологии; 
- грамотно оформлять на письме причастия и деепричастия, соблюдая языковые (правописные и грамматические) нор¬мы;
- употреблять причастие и деепричастие в конкретной рече¬вой ситуации.

Ход урока.
I. Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Садитесь, оформляем тетрадь. Что значит оформить тетрадь?
( Записать дату, классная работа) Прокомментируйте орфограмму в написании даты.
( Двадцатое. Орфограмма-буква в корне слова. Проверочное слово двад¬цать.)
Записываем дату.
Посмотрите на тему урока. Прокомментируйте эту запись. Как вы по¬няли, чем мы будем заниматься на уроке?
( Мы будем говорить о причастии и деепричастии, их написании и пункту¬ации. )
Правильно, дети. Мы сегодня с вами повторим, какое место занимает причастие и деепричастие в морфологии и как они оформляются в пись¬менной речи. Записываем тему, обращаем внимание на знаки препинания. Двоеточие конкретизирует тему урока. ( Объявить цели урока для уч-ся.)

II. Обобщаем сведения о причастии и деепричастии в разделе морфология. В этом нам поможет ваше домашнее задание. В чем его суть?
( Мы должны были подготовить устное сообщение на тему " Что я узнал о причастии?", "Что я узнал о деепричастии?" )
Кто может рассказать о причастии и деепричастии так полно, так доступ¬но, чтобы ваш ответ помог подготовиться к зачету? А для этого мы с вами вспомним план, по которому мы будем рассказывать. Обсудите варианты в парах.
Итак, слушаем два варианта. ( Если 1 вариант- полный ответ, то класс дол¬жен оценить ответ.) Кто хочет дополнить, представить свой план? Теперь по этому плану расскажите так доступно, так полно, чтобы ваш от¬вет помог подготовиться к зачету. Слушаем первый ответ " Что такое причастие? ".
Кто хочет дополнить, оценить ответ? При оценке пользуйтесь этими по-ложениями, критериями: ответ полный, правильный, последовательный, с примерами, правильно оформлен.
Слушаем второй ответ " Что такое деепричастие? ". Кто хочет дополнить, оценить ответ?
Итак, на основании прослушанных ответов, сделайте вывод, что общего у причастия и деепричастия. Записываем на доске и в тетради. Сходство: особая форма глагола.
Различие: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.
Посмотрите на тему урока, какую задачу мы сейчас с вами выполнили?
( Мы рассмотрели морфологию.)
Правильно! Как вы думаете, какую задачу мы будем решать?
( Орфографию, пунктуацию.)
Правильно, молодцы. Мы с вами будем повторять правильное оформление причастий и деепричастий на письме, то есть работать над языковыми (правописными) нормами письма, чтобы наша речь была правильной. Ре¬бята, давайте вспомним, какие орфограммы и пунктограммы встретились нам при изучении причастия и деепричастия.
( Правописание окончаний причастий, гласных в суффиксах причастий, -н-и -нн- в суффиксах причастий, не с причастиями и деепричастиями, запя¬тые при причастном и деепричастном оборотах. ) 
Правильно, дети. ( Открываю запись на скрытой доске.)
 
Орфограммы 
Причастие Деепричастие
1. Суффиксы.
2. Окончание
3. НЕ

Пунктограммы 
Выделение запятыми Причастный Деепричастный оборот
 


Ребята, что же здесь есть? (Называется то, что забыли.)
Итак, работаем с вами над нормами письма. С орфограммой " гласная в суффиксах причастий " работает учащийся … (индивидуальная работа на карточке ), 
с орфограммой " не с причастиями " работает …. (индивидуальная работа на карточке ) , 
с пунктограммой " запятая при причастном обороте " работает … (индивидуальная работа на карточке ).
Задание для остальных:
А мы с вами проверим умение различать причастие и деепричастие. Дос-таньте сигнальные карточки. Ваша задача: найти и показать номер правильного ответа. (Тестовые задания записаны на слайде).
Тест 1.
Найдите предложения с причастными оборотами.
1. Я ушел, негодуя на друзей.
2. Летающая над костром бабочка была необычайно красива.
3. Небо, усеянное звездами, манило к себе.
4. Поднявшись, он быстро подошел к окну.
Тест 2.
Найдите предложения с деепричастными оборотами.
1. Клюшка, вырвавшись из рук игрока, покатилась по льду.
2. Клюшка, вырвавшись из рук игрока, покатилась по льду.
3. Преследуя зверя, охотники вышли к озеру.
4. Охотники, преследующие зверя, вышли к озеру.

Найдите в этих предложениях слова с орфограммами " -н- и -нн- в суффик¬сах причастий", " не с деепричастием ".
( негодуя, усеянное).
Разберем по составу, произведем морфемный разбор.
(Разбираем и ком¬ментируем у доски.) 
Проверяем индивидуальные задания на карточках(ребята работали у доски, они комментируют свой ответ)

Продолжаем учиться объяснять орфограммы в тексте. Открываем страницу 191, упражнение 429 (" Русский язык. 6 класс." автор МА. Разумовская.) Смотрите в текст, а я читаю. Ребята, озаглавьте текст.
( Блок. Поэзия Блока. Великолепные стихи Блока. )
Основная мысль текста содержится в какой части, в каком предложении? Прочитайте его выразительно.
( Последнее предложение текста)
Ребята, вы редактор. Вы пропустите этот текст.
( Нет, здесь пропущены буквы и знаки препинания.)
Наша задача восстановить текст. Из этого текста выпишите слова с орфо¬граммой " -н- и -нн- в суффиксах причастий". ( Самостоятельная работа уча¬щихся и проверка.) Преданные, написано, рожденных, написана, призванной, суждена.
Выпишите одно предложение с причастным оборотом, графически объяснив знаки препинания. ( Самостоятельная работа учащихся и проверка.)

Что нового узнал я о творчестве Блока? Составьте одно-два предложения, включив причастный оборот. В случае затруднения используйте следующие словосочетания: созданная поэтом, покоряющая сердца, лелеющая душу, оча¬рованные творчеством, повествующее о судьбе России. ( Спросить, как поняли значение слова «лелеющая».)


III. Подведение итогов: 
Где, в какой ситуации пригодятся знания, полученные на уроке.
Какая орфограмма вызывает затруднение? ( Спросить индивидуально.)

Домашнее задание: N 430 (устно), N 431 (письменно для всех), подготовить словарный диктант из десяти словосочетаний на темы " В лесу", " На озере", " В городском саду", " У моря", " На деревенской улице" ( по выбору) с орфо¬граммами правописания причастий и деепричастий.
Комментирование и выставление оценок.


Категория: Русский язык | Добавил: Дарьевка (17.05.2011)
Просмотров: 10356 | Комментарии: 1 | Теги: разработка урока, пунктуация, орфография, морфология, причастие, деепричастие | Рейтинг: 3.7/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Погода
Полезные ссылки
Праздники
Праздники России
Поиск

Copyright MyCorp © 2024